Как принимается решение
ФСТЭК анализирует заявку (на это по регламенту отводится 1 месяц) и принимает решение о проведении сертификации. Здесь возможен и отказ, причем не только по формальным вещам типа отсутствия лицензии изготовителя, но и из-за незакрытой уязвимости в продукте, о которой ФСТЭК знает через свою базу данных уязвимостей. Понятно, что обнаружение уязвимостей и включение ее в базу могут случиться в любой момент, и получается, что от отказа по этой причине не застрахован никто.
Если получено одобрение (сразу или после доработки), то ФСТЭК выпускает решение по заявке на проведение сертификации, фиксируя в нем основные данные по продукту (название, тип и прочее) и аккредитованный орган, назначенный для сертификации. Если эти данные по какой-то причине нужно поменять, то весь процесс фактически перезапускается.
Кроме того, если сертификация предполагается по требованиям заявителя, которые указаны в технических условиях, техническом задании либо задании по безопасности, то ФСТЭК после рассмотрения или утверждает, или возвращает их на доработку, если они не отвечают требованиям по безопасности. Если при сертификации в эти документы вносятся какие-либо изменения, то ФСТЭК согласовывает их, не перезапуская весь процесс.
После этого по схеме проведения сертификации заявитель должен заключить договоры и с назначенным органом, и с выбранной испытательной лабораторией, причем на это отводится всего 3 дня! Понятно, что заявителю, который не раз работал с органом и лабораторией и у которого уже были договоры с ними, сделать это проще.